Передача земельного участка в муниципальную собственность

Передача земельного участка в муниципальную собственность

передача земельного участка в муниципальную собственность

Статья 154 Федерального Закона №122 гласит, что окончательная передача земель в собственность муниципальных органов власти производится, если конкретная территория уже используется органами местного самоуправления на безвозмездной основе, а также унитарными учреждениями для реализации определенных целей в рамках организации самоуправления в регионах РФ.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ

Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • если на земле расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в распоряжении муниципальных органов власти;
  • если земля была ранее предоставлена под временное распоряжение унитарных предприятий или некоммерческих учреждений;
  • если процедура в полной мере регламентируется законодательными нормами конкретного федеративного субъекта.

Соответствующий порядок, по которому происходит передача земельного участка в муниципальную собственность, может быть применен только в той ситуации, если в отношении участков земли отсутствуют основания для блокировки процесса.

Важно помнить о том, что в некоторых случаях возникают ситуации, когда земельные участки требуется предать в распоряжение местных органов власти, но до этого территорию следует образовать из отдельного земельного массива. Для выполнения данной операции к основному заявлению прикладывается утвержденная схема или проект межевания, в котором будут четко определены параметры нового участка.

В качестве дополнительной меры в заявлении требуется прописать действующий кадастровый код изначального земельного объекта, если образование участка происходит из территории, зарегистрированной в государственном реестре.

Какие документ подаются

Передача земельных участков, находящихся в непосредственной федеральной собственности, в соответствии с законодательными нормами производится на основании специального заявления, направляемого в компетентные государственные органы руководителем муниципалитета. Прием такого документа находится в компетенции территориального исполнительного органа власти, осуществляющего полномочия действующего собственника имущественного объекта.

Скачать бланк передаточного акта земельного участка

Стоит отметить, что представители компетентных органов не могут требовать прочих документов, за исключением тех бумаг, перечень которых предусматривается федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ. Например, это может быть свидетельство о внесении сведений о земле в Росреестр.

Орган власти, осуществляющий полномочия собственника, должен не позднее 30 дней с момента получения пакета документов принять и направить в пользу заявителя решение о факте безвозмездной передачи участка земли из федеральной собственности в муниципальную. Также в некоторых случаях может быть сформировано постановление об отказе в безвозмездной передаче.

В соответствующем решении должны быть в полной мере прописаны все объективные основания для отказа в передаче. Кроме того, к нему должны быть приложены копии тех документов, которые подтверждают законность предъявленных оснований. Все спорные ситуации решаются исключительно в порядке судебного разбирательства в компетентных инстанциях.

Основания для отказа

Решение об отказе в передаче государственного имущества в пользу муниципалитетов принимается с учетом следующих оснований:

  • участок земли, характеристики которого прописаны в поданном заявлении, не подлежит передаче на основании пунктов статьи 39.30 Земельного Кодекса;
  • в заявительной документации не был прописан действующий кадастровый номер или к этому участку не был приложен специальный проект о межевании территорий, в рамках которых располагается конкретный участок земли;
  • к заявлению не была приложена схема земли, если планируется образование соответствующего участка;
  • имеются основания для закрытия процедуры, предусмотренные статьей 11.10 Земельного Кодекса РФ.

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков

Стоит отметить, что, если в едином государственном реестре прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о границах земли, которую нужно передать, то это не может считаться прямым основанием для отказа. Эта норма в полной мере регламентируется Федеральным законом №361 от 3 июля 2020 года.

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Каждый субъект Российской Федерации может претендовать на получение федерального имущества в постоянную собственность. Соглашение о передаче имущества в безвозмездную собственность или договор, по которому осуществляется аренда, могут быть расторгнуты по взаимному согласию сторон или в порядке судебного разбирательства.

Содержание:

Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности

1. В случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка договор аренды такого земельного участка или договор безвозмездного пользования таким земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, расторгается до принятия решения о передаче земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

2. Для прекращения права аренды земельного участка или права безвозмездного пользования земельным участком в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, в течение двадцати дней со дня поступления заявления о передаче земельного участка направляет арендатору земельного участка, пользователю земельного участка уведомление о расторжении договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в одностороннем порядке в течение пяти дней со дня получения данного уведомления, которое в одностороннем порядке подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения этих прав.

3. В случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. При этом возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования таким земельным участком и с досрочным расторжением договора его аренды или его безвозмездного пользования не осуществляется. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

4. Расторжение в порядке, установленном настоящей статьей, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного пользования земельными участками осуществляется при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 46, 47 настоящего Кодекса.

5. Решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 настоящего Кодекса.

Тонкости оформления земельного участка в собственность

Каждый гражданин нашей страны имеет единоразовое право на оформление земли в собственность бесплатно. За участок платить не придется, однако сама процедура регистрации все же требует оплаты. Оформить в частные владения можно:

  • землю, расположенную около дома или под ним;
  • участок, переданный в бессрочное пользование (аренду);
  • землю под гаражом;
  • дачный участок.

Основное условие перехода права собственности от муниципалитета к физическому лицу – длительный период использования земельного участка. Грубо говоря, гражданин не может требовать оформления земли, к которой он не имеет никакого отношения. Исключение составляет лишь выкуп по рыночной стоимости. Существует перечень муниципальных земель, которые не подлежат передаче в частную собственность. Среди них можно выделить:

  1. участки, относящиеся к структуре ФСБ;
  2. заповедные зоны и парки;
  3. земли, планируемые для использования в нуждах вооруженных сил РФ.

Как правило, случаи претендования на перечисленные выше земли, встречаются крайне редко. Подать заявку на оформление их в собственность могут решиться лишь частные предприниматели, которые планируют постройку зданий или дорог. Однако, в большинстве случаев они получают отказ. Наиболее часто осуществляется оформление земли, переданной в бессрочное использование по законам бывшего СССР. Фактические владельцы участка не могут полноценно использовать его, поскольку существуют ограничения по оформлению сделок купли-продажи, дарения, наследования. Снять их поможет лишь приватизация.

Оформить участок в собственность можно двумя способами:

  • через личное обращение в муниципалитет с целью получения акта на выделение земель;
  • в судебном порядке, применяется в случае полного отсутствия документов на право пользование землей.

Обратится в суд гражданин может также в случае получение отказа от муниципалитета. Если местные власти все же разрешат переход права собственности на землю, стоит незамедлительно заняться ее оформлением.

Порядок безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность

Владелец может распоряжаться собственным имуществом согласно действующему законодательству РФ. Российские граждане имеют право оформлять на собственную недвижимость дарственную, осуществлять обмен, производить ее продажу или покупать новую, совершать с ней прочие действия. Кроме этого, возможна безвозмездная передача собственного имущества в муниципальную собственность. Подобное решение может запретить суд, основания прочих постановлений.

Земельный кодекс Российской Федерации

Глава 5.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов российской федерации

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:

1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;

4) в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 277-ФЗ)

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ)

8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 № 221-ФЗ)

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 354-ФЗ)

14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2018 № 185-ФЗ)

3. В случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе — заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта — схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе — решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе — решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 № 221-ФЗ)

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 — 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

9. Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.

10. Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности

1. В случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка договор аренды такого земельного участка или договор безвозмездного пользования таким земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, расторгается до принятия решения о передаче земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

2. Для прекращения права аренды земельного участка или права безвозмездного пользования земельным участком в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, в течение двадцати дней со дня поступления заявления о передаче земельного участка направляет арендатору земельного участка, пользователю земельного участка уведомление о расторжении договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в одностороннем порядке в течение пяти дней со дня получения данного уведомления, которое в одностороннем порядке подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения этих прав.

3. В случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. При этом возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования таким земельным участком и с досрочным расторжением договора его аренды или его безвозмездного пользования не осуществляется. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

4. Расторжение в порядке, установленном настоящей статьей, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного пользования земельными участками осуществляется при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 46, 47 настоящего Кодекса.

5. Решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 настоящего Кодекса.

Как муниципалитет может распоряжаться данными земельными участками

Вставьте сюда свой текст

Администрация населённых пунктов имеет право на муниципальных землях осуществлять такие действия:

  • предоставлять участки гражданам в пожизненное наследуемое владение;
  • отдавать землю физическим лицам в срочное использование;
  • сдавать в аренду организациям и компаниям, гражданам;
  • предоставлять землю в бессрочное использование;
  • обмениваться наделами между населёнными пунктами;
  • продавать землю на торгах или аукционах;
  • отчуждать участки.

Деньги от сдачи или продажи земель в аренду поступают полностью в бюджет субъекта РФ.

Как приобрести земельный участок в собственность у администрации?

Главная » Земля » Как приобрести земельный участок в собственность у администрации?

Оформление земельного надела в собственность в стандартном порядке (при покупке, наследовании, дарении) – процедура многим знакомая. Но возникают ситуации, когда получение земельного надела предполагается из государственного фонда. Процесс узаконивания перехода прав собственности на данное имущество имеет ряд особенностей юридического характера.

Пакет документов в данном случае намного шире, чем при стандартной сделке. Обстоятельства переоформления имущественных прав на землю различаются по основаниям передачи земельного участка в пользование со стороны местной администрации:

  • выделение надела по договору аренды;
  • предоставление земли в пользование на неопределенный срок;
  • оформление участка земли при наличии на нем узаконенного жилого строения.

Таким образом, в каждом случае вопрос перехода права собственности решается в индивидуальном порядке, в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

Как оформить землю в собственность у администрации

Процесс узаконивания прав собственности на земельные участки регламентируется нормами Федерального закона от № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Перевод юридического статуса земель, входящих в фонд садоводческих товариществ, осуществляется в соответствии со статьей 49 вышеназванного закона.

Дачные земли, предоставленные в советские времена на основании книжек о членстве в товариществах дачников, не учтены в государственном едином реестре. Таким образом, чтобы иметь возможность проводить с данными участками сделки, необходимо их юридически оформить и получить разрешение на приобретение права собственности на них.

Алгоритм последовательных действий при оформлении государственных земель в частную собственность следующий.

Проведите процедуру по обособлению надела от смежных с ним земель.

Несмотря на то, что земля юридически находится в государственной собственности, расходы на межевание несет заявитель. Основным моментом в данном мероприятии является урегулирование всех вопросов с соседями по поводу установления границ между территориями. Затем заключите договор с землеустроительной организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида работ.

По результатам проведения кадастровых мероприятий (измерение площади участка, установление межевых знаков и т. д.) вам будет предоставлено заключение об обособлении границ вашего участка (межевой план).

Подготовьте обращение о постановке участка на учет в реестре кадастра и последующем оформлении права собственности в уполномоченный орган.

Собрав все имеющиеся документы, подтверждающие правовые основания пользования земельным наделом, и межевой план подавайте их в территориальный орган службы Росреестра вместе с заявлением. При принятии пакета документации сотрудник уполномоченного органа выдает расписку в их получении и указывает дату готовности документа о проведении регистрационных действий по переходу права собственности.

Подать документы на регистрацию можно также через многофункциональные центры, тем самым избежав длительного ожидания в очередях. Для проведения регистрационных действий необходимо оплатить государственную пошлину в сумме 2 тысяч рублей (для физических лиц) и 22 тысяч рублей (для юридических лиц).

Получите документ, подтверждающий регистрацию права собственности.

В выписке из реестра прав на недвижимость указана исчерпывающая информация о земельном участке (технические характеристики участка, наименование собственника).

При выкупе надела земли, предоставленного ранее на основании договора аренды, получите распоряжение органа муниципальной власти о выделении участка в собственность. Затем оформите договор с представителями муниципалитета, и внесите стоимость участка на бюджетный счет. Как правило, в расчет берутся кадастровые расценки. В случае наличия на предоставленной земле жилого дома, участок будет выделен вам без проведения аукциона.

На основании заключенного с местной администрацией договора вы сможете зарегистрировать право собственности на участок в территориальном органе Росреестра.

Документы для оформления земли в собственность

Оформление участка земли начинайте со сбора технической и правоустанавливающей документации.

В стандартный пакет документов для регистрации перехода прав собственности входят следующие бумаги:

  • обращение на бланке, утвержденном регистрационной службой, о возможности внесения изменений в реестр прав на недвижимое имущество;
  • документы, являющиеся основанием возникновения прав на земельный участок (постановление органа местного самоуправления о выделении земельного участка в собственность, договор аренды с установлением возможности льготного выкупа участка земли, акт о возможности использования земельного надела на бессрочный период, договор купли-продажи);
  • паспорт участка, содержащий кадастровые сведения;
  • план разграничения участка земли по отношению к соседним наделам (межевой план);
  • квитанция об уплате обязательного сбора за регистрационные действия (государственная пошлина).

Как перевести арендованный земельный участок в собственность?

Как оформить землю в собственность, читайте тут.

Все действия регистрационного характера, направленные на переход права собственности на объект недвижимости, совершаются только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При обращении в службу кадастра через представителя не забывайте оформить его права нотариальной доверенностью.

При получении участка в порядке наследования, дополнительно в территориальный орган службы Росреестра предоставляются следующие документы:

  • документ о наследовании, выданный и удостоверенный нотариусом;
  • справка, предоставленная бюро технической инвентаризации о наличии или отсутствии строений на земельном наделе;
  • документ о кадастровой стоимости земли;
  • выписка из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подтверждает права собственника);
  • если участок входит в состав садоводческого товарищества, то предоставьте заверенный устав СНТ.

При получении земельного надела в порядке бессрочного пользования для регистрации прав собственности дополнительно предоставьте:

  • постановление органа местного самоуправления о выделении земельного участка в собственность;
  • межевой план земельного участка;
  • документ о наличии построек на земле;
  • акт передачи земли.

При приватизации участка земли в связи с наличием на нем жилого строения подавайте заявление в орган муниципалитета, в ведении которого находится земля. К обращению приложите выписку из плана кадастрового учета.

Заблаговременно пройдите процедуру узаконивания прав на объект строительства. При предъявлении документа о собственности на жилой дом или дачу вы вправе рассчитывать на получение участка в безвозмездном порядке.

Бесплатное предоставление участка проходит оформление через постановление комитета по землеустройству. При принятии решения органом местного самоуправления об отказе в безвозмездной передаче земли и предоставлении возможности выкупить участок, оформляйте с администрацией договор купли-продажи.

Способы оформления земельного участка в собственность

Земельные участки могут находиться в частной собственности или принадлежать государству. Органы государственной власти в лице муниципалитетов вправе сдавать, принадлежащие им земли в аренду. В дальнейшем, при добросовестном использовании надела (в соответствии с целевым назначением) арендатор вправе выкупить его из государственного ведения.

Возможности приобретения права собственности на государственные угодья следующие:

  • получить участок земли бесплатно в результате обладание юридическим статусом, для которого предусмотрены государственные льготы в виде улучшения жилищных условий (родители, воспитывающие трех и более детей, граждане, имеющие группу инвалидности, пользователи дачных участков);
  • выкупить участки вправе граждане, пользующиеся наделом земли по договору аренды, заключенному с местной администрации на протяжении 3 лет и более;
  • приватизировать земельные наделы вправе лица, построившие на предоставленном государством участке объекты (дачные или жилые дома, гаражи, бани и т. д.);
  • бесплатно получить участок земли вправе члены дачных товариществ и кооперативов в результате «дачной амнистии»;
  • купить участок в результате проведенного аукциона (участник, предложивший наибольшую цену вправе рассчитывать на приобретение участка);
  • получение земельного надела по результатам судебного разбирательства (данный вариант распространен в случае окончании срока действия договора аренды на землю и передачи ее другому лицу).

[3]

Стоимость оформления земельного участка в собственность

Затраты на узаконивание своих прав на земельный участок, полученный из государственного фонда составят 2 тысячи рублей в общем порядке и 350 рублей за регистрацию собственности на участок сельскохозяйственного предназначения. Для юридических лиц процедура оформления земельного надела в собственность будет стоить 22 тысячи рублей.

При получении согласия от местной администрации на выкуп земельного участка, цена надела будет определяться в процентном соотношении к его кадастровой стоимости. Это показатель определяется исходя из расположения земельного участка по отношении к городским поселениям и объектам социальной инфраструктуры, его размеров и возможности возведения построек.

Бесплатная передача муниципальной земли в 2019 году: образец заявления, основания, порядок передачи, особенности, право собственности | Земельный эксперт

Для реализации программы более продуктивного использования определенных земель, принадлежащих государству или муниципалитету, некоторые участки могут быть отчуждены в пользу граждан и организаций на бесплатной основе. Эта возможность регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) в ст. 39.5, 39.10 и 39.19.

Бесплатная передача в собственность земельного участка используется при соблюдении следующих условий:

  • Передача участка осуществляется тому лицу, с которым оформлен договор об освоении и развитии этой территории.
  • Предоставление земли организации, осуществляющей деятельность на религиозной основе для сельскохозяйственных или иных целей, регламентированных нормативами субъектов РФ.
  • Делегирование земельных правомочий некоммерческой организации на участок, где находятся здания, принадлежащие этой организации.
  • Передача в безвозмездное пользование участков с объектами недвижимости, находящихся в ведение фондов инвалидов.
  • Предоставление земли на праве совместного владения гражданам при образовании садоводческого товарищества.
  • Передача земли в собственность бесплатно после обработки. Применяется для ведения сельского хозяйства на наделах, подвергшихся радиоактивному или химическому загрязнению и последующей очистке.
  • Выделение государственного надела для многодетных семей. При этом основания и порядок оформления участка регулируются отдельными нормативами региональных властей.
  • Передача арендуемой территории ее нанимателю по истечении 5 лет надлежащего использования.

Особенности бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Согласно земельному праву для многодетных семей и арендаторов муниципальной собственности, которым отчуждается определенная территория на бесплатной основе, такая возможность предоставляется однократно. Если указанные лица обладают правом на получение участка по нескольким причинам – оформление недвижимости происходит только по одному основанию.

В случаях, когда порядок оформления территорий на бесплатной основе не регламентирован федеральными законами, процедура постановки на учет и предоставления регулируется законодательными актами субъектов Федерации.

Если порядок предоставления участка в каком-либо регионе не установлен – оформление земли осуществляется по этапам, регламентированным ЗК РФ в ст. 39.14-39.17 и аналогично передаче участка без проведения торгов.

Порядок бесплатной передачи земельного участка государственной или муниципальной собственности

Процедура передачи прав на землю на бесплатной основе регламентируется отдельными нормативами региональных властей, а при их отсутствии – ЗК РФ. Поэтапный порядок оформления территории в частное ведение:

  1. Подготовка технической документации в случае ее отсутствия. Подача заявления для предварительного соглашения с заинтересованной стороной.
  2. Рассмотрение заявки и приложенной документации уполномоченным органом. Если выявлены несоответствия – в течение 10 дней заявитель уведомляется об этом, с последующим возвратом заявления и указанием пунктов для исправления.
  3. Если бумаги оформлены правильно – заявка рассматривается в порядке очередности и в течение одного месяца будет принято решение об одобрении или отказе в заявлении.
  4. В случае согласия компетентного органа в предоставлении земли, необходимо обратиться в госучреждение и заполнить образец заявления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о предоставлении земельного участка]) для передачи участка в личное ведение.
  5. Оформление правоустанавливающих документов и передаточного акта на имущество.
  6. Регистрация перехода вещного права в службе кадастра и картографии.

Перечисленные заявления можно подавать путем личного посещения уполномоченного органа, реализующего государственное (или муниципальное) имущество, через отделение почты заказным письмом или посредством коммуникационной сети Интернет, оформив соответствующую заявку на официальном портале.

Если претендент на получение земли является одновременно ее арендатором, то подача заявления производится до момента прекращения его правомочий.

В случае предоставления территорий, находящихся в бессрочном пользовании, при оформлении заявки нужно составить документ, свидетельствующий о прекращении таких полномочий.

Исключением являются муниципальные и казенные организации, обладающие исключительным правом на постоянное пользование государственной землей.

Необходимые документы, прикладываемые к основному заявлению:

  • Документ, подтверждающий личность заявителя для физического лица. Копии учредительных документов – для организации.
  • Правоустанавливающий документ на имущество или бумага, подтверждающая право на его получение.
  • Техническая документация. В случае ее отсутствия – схема расположения надела.
  • Проектные бумаги на лесную делянку (при необходимости).
  • Доверенность, заверенная через нотариуса или скрепленная штампом организации (при представительстве интересов физического или юридического лица).
  • Список членов некоммерческой организации (например, дачного кооператива).

Заключение

Муниципальная недвижимость передается заинтересованным лицам на безвозмездной основе согласно положениям земельного кодекса. Особенности передачи земли в собственность бесплатно:

  1. Наличие законных оснований, подтвержденных документально.
  2. Подача соответствующего заявления в компетентный орган власти и его одобрение.
  3. Оформление правоустанавливающих документов и регистрация перехода вещного права.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по особенностям бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *